Логика саморазвития в творческой полемике

Эту позицию развил А. Липков, показавший, в своей статье, что два этих стилевых начала — документальное и живописное не противостоят друг другу, как утверждал Б. Рунин, но взаимодополняют один другим, решая, в конечном счете, одни и те же идейные и эстетические задачи. В процессе этой полемики все более становилось очевидным, что документальное и живописное — всего лишь стилеобразующие признаки, что водораздел между стилем и «бесстильем», между подлинным и мнимым в искусстве кинематографа пролегает не там, где обнаруживает себя всего лишь изобразительная трактовка материала. Статья кинооператора Ю. Гантмана навела мосты между характером изображения и реальностью, которая формирует художника. Исток стиля следует искать в природе и типе художественного мышления — так дискуссия выходила на объективные закономерности развития стилей, то поворачивая их, эти закономерности, этической стороной, как это сделано в выступлении И. Розенфельда, то рассматривая их же в историческом аспекте, что явилось, содержанием статьи В. Кисунько.

Последняя примечательна еще и тем, что ввела в оборот дискуссии целые ряды фильмов, которые оставались за ее рамками. И все-таки этот изъян так и не был преодолен полностью: участники спора «топтались» вокруг одной группы картин, чем невольно ограничивали его пространство. Но эти накладки всякого живого диспута в известной степени искупаются его высоким накалом, стремлением его участников пробиться к истине.

В ходе дискуссии обнаружилась логика саморазвития, присущая творческой полемике, необходимость которой была подсказана не абстрактными соображениями, а практикой развития киноискусства, его живым движением. Вот почему статья Е. Левина, где по-новому анализируются понятия документальности и живописности, с которых дискуссия началась, воспринимается как закономерный момент в ее развитии. Это свидетельствует о том, что как раз сейчас, когда, на наш взгляд, указано — на теоретически убедительном уровне — место документального и живописного начал в современной пластике экрана, дискуссия обрела второе дыхание. Нуждаются в развитии,, в более-всесторонней доказательности и другие теоретические проблемы, выдвинутые в процессе обсуждения, причем иные из них — впервые. Дискуссия не всегда сопрягала изобразительность, — зрелищность с методом нашего киноискусства, проблемой развития и обогащения метода социалистического реализма. Именно этот аспект проблемы стилевой позиции художника прежде всего нуждается в дальнейшем анализе, если мы хотим глубоко разобраться в объективных законах эволюции киностилей.

Так что, подводя предварительные итоги дискуссии, редакция не ставит точку. Дискуссия продолжается.